вторник, 10 ноября 2015 г.

Для родителей и педагогов

Формирование фонематического слуха через игры.
С самого рождения малыша окружают разные звуки (шелест листвы, шум ветра, журчание ручейка, голос мамы). Умение сосредоточиться на звуке - важная особенность человека, без которой невозможно научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что неправильно произносит звуки.
Цель предлагаемых игровых упражнений – научить детей слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, необходимо выяснить, как ребенок воспринимает и различает звуки. Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания: СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, РА-ЛА, ЛА-РА, СА-ЦА.
Повторить сходные по звучанию  слова: Маша-Даша-каша; тень-день, лак-рак-мак, жук-лук-сук.
Предложить выбрать нужную картинку: жук-сук, булка-белка, крыса-крыша, мишка-миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематического слуха.
Предлагаемые игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинать следует с простого, постепенно переходя к более сложному.
«Заветное слово»
Детям предлагают перебежать на другую сторону игровой дорожки, если они услышат «заветное слово» (осень): ясень, восемь, просим, осень.
«Услышишь - хлопни»
Логопед называет звуки (слоги, слова), а ребенок, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
«Какой звук прячется?»
Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например, шуба, кошка, мышь) и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
«Звуковые песенки»
Логопед предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ-дети кричат в лесу, ИА-так кричит ослик, УА-так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй.
«Какое слово лишнее?»
Логопед называет слова, а ребенок выделяет слово, которое отличается от остальных.
Гора, гора, гора, нора.
Голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коза, коса.
Утенок, утенок, котенок, утенок.
«Найди свой домик»
Логопед раздает детям картинки с изображением предметов, которые начинаются на гласные ударные звуки (астры, аист, облако, обруч, ирис, утка, эхо). Дети называют предметы, выделяют первый звук в словах и кладут картинку рядом с нужным домиком.
«Внимательный слушатель»
Логопед произносит слово, а дети определяют место заданного звука в каждом из них (аист, мак, юла).
«Зоркий глаз»
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
«Исправь Незнайку»
Детям предлагают послушать и исправить Незнайку:
Повар варит нам компот,
А в кастрюлю он кладет
Сливы, яблоки, картошку
И большой мешает ложкой
«Доскажи словечко»
Логопед просит ребенка подобрать слова по смыслу:
Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась… (шишка).
То назад, то вперед может плыть…(пароход).
Портфель я выронил из рук - такой большой на ветке…(жук).
«Цепочка»
Можно передавать мяч по кругу. Логопед называет слово и передает мяч ребенку. Ребенок называет слово с последнего звука предыдущего: дом-мак-кот-трактор-рука.
«Волшебный сундучок»
Логопед предлагает детям выбрать из сундучка только те предметы, в названии которых слышится заданный звук.
«Сигнальные карточки»
Логопед предлагает детям поднять сигнальную карточку в том случае, если слово произнесено неверно (например, банам, баман, бамам, банан).
Таким образом, предложенные игры способствуют постепенному формированию фонематического слуха у детей старшего и подготовительного возраста, а также развитию внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.




2 комментария:

  1. Циклограмма деятельности учителя-логопеда МБОУ «СОШ №58»
    Асмус Е. В.
    День недели Время Содержание работы
    Понедельник 8.00-9.00

    9.00-10.00

    10.00-12.00 Индивидуальная работа (подг.)

    Индивидуальная работа (ср.)

    Индивидуальная работа (подг.)
    Вторник 8.00-9.00

    9.00-10.00

    10.00-12.00
    Индивидуальная работа (подг.)

    Индивидуальная работа (ср.)

    Индивидуальная работа (подг.)
    Среда 8.00-9.00

    9.00-10.00

    10.00-12.00
    Индивидуальная работа (ср.)

    Индивидуальная работа (ср.)

    Индивидуальная работа (подг.)
    Четверг 8.00-9.00

    9.00-10.00

    10.00-12.00 Индивидуальная работа (ср.)

    Индивидуально-подгрупповая работа (подг.)
    Индивидуальная работа (ср.)
    Пятница 8.00- 9.00

    9.00-10.00

    10.00-12.00 Индивидуальная работа (ср.)

    Индивидуально-подгрупповая работа (ср.)
    Индивидуальная работа (подг.)
    Всего: 20 ч.

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемые родители! В преддверии Нового года предлагаю детям выучить стихи.
    К нам опять пришла зима!
    Снег ложится на дома:
    К нам опять пришла Зима!
    Принесла в котомке
    Вьюги да позёмки,
    Холода, сугробы, лёд,
    И, конечно, Новый Год!
    (М. Дружинин)

    Дед Мороз
    Он к бровям моим прирос,
    Он залез мне в валенки.
    Говорят, он — Дед Мороз,
    А шалит, как маленький.
    Он испортил кран с водой
    В нашем умывальнике.
    Говорят, он с бородой,
    А шалит, как маленький.
    Он рисует на стекле
    Пальмы, звезды, ялики.
    Говорят, ему сто лет,
    А шалит, как маленький!
    (Е. Тараховская)


    Ёлка. К. Чуковский.
    Были бы у ёлочки …
    Были бы у елочки
    Ножки,
    Побежала бы она
    По дорожке.

    Заплясала бы она
    Вместе с нами,
    Застучала бы она
    Каблучками.

    Закружились бы на ёлочке
    Игрушки -
    Разноцветные фонарики,
    Хлопушки

    Засмеялись бы на ёлочке
    Матрёшки
    И захлопали б от радости
    В ладошки.
    Потому что
    У ворот
    Постучался
    Новый год!
    На свете так бывает,
    Что только раз в году
    На елке зажигают
    Любимую звезду.
    Звезда совсем не тает,
    Блестит знакомый лед.
    И тотчас наступает
    Веселый Новый год.
    ***
    Где живёт Дед Мороз?
    Удивительный вопрос!
    Не в лампе, не в будильнике,
    А в нашем холодильнике!

    * * *
    Елка, елка, Елочка,
    Колкая иголочка,
    Где же ты была? – В лесу.
    Что там видела? – Лису.
    Волки да медведи,
    Вот мои соседи.
    А у нас под Новый год
    Каждый песенку поет.

    Волшебные игрушки
    А. Усачев
    Лежат у нас в коробке
    волшебные игрушки:
    Серебряные звезды,
    гирлянды и хлопушки.
    Мы елку украшали.
    Я встал на табуретку
    И три шара хрустальных
    повесил сам на ветку.
    * * *
    Шубка, шапка, рукавички.
    На носу сидят синички.
    Борода и красный нос -
    Это Дедушка Мороз!


    Л. Слуцкая
    Возле ёлки надо встать
    И желанье загадать.
    День настанет, час зайдет,
    Всё исполнит Новый год.

    Хохочет и балует
    Метель на Новый год.
    Снег хочет опуститься,
    А ветер не дает.
    И весело детишки,
    Валяются в снегу.
    Снежинки, как смешинки,
    Танцуют на лету.

    Я иду с подарками,
    Блещу огнями яркими,
    Нарядная, забавная,
    На Новый год я – главная.

    ДЕД МОРОЗ
    Добрый Дедушка Мороз
    С белой бородою,
    Что детишкам ты принес
    На праздник новогодний?
    Я принес большой мешок,
    В нем игрушки, книжки,
    Пусть встречают — хорошо
    Новый год детишки!


    Дед Мороз.
    Скоро, скоро Новый год!
    Он торопится, идет!
    Постучится в двери к нам:
    Дети, здравствуйте, я к вам!
    Праздник мы встречаем,
    Елку наряжаем,
    Вешаем игрушки,
    Шарики, хлопушки…

    Скоро Дед Мороз придет,
    Нам подарки принесет –
    Яблоки, конфеты…
    Дед Мороз, ну где ты?!

    ДЕД МОРОЗ

    Он к бровям моим прирос,
    Он залез мне в валенки.
    Говорят, он – Дед Мороз,
    А шалит, как маленький.

    Он испортил кран с водой
    В нашем умывальнике.
    Говорят, он с бородой,
    А шалит, как маленький.

    Он рисует на стекле
    Пальмы, звезды, ялики.
    Говорят, ему сто лет,
    А шалит, как маленький.
    ***
    Самый главный из гостей
    - Кто в нарядной теплой шубе,
    С длинной белой бородой,
    В Новый год приходит в гости,
    И румяный, и седой?
    Он играет с нами, пляшет,
    С ним и праздник веселей!
    - Дед Мороз на елке нашей
    Самый главный из гостей!
    ***
    У Снегурочки с утра
    Новогодних дел немало,
    Новогодних дел гора:
    Нужно снежной бахромой
    Ей украсить лес родной,
    Для зверят пирог испечь
    И фонарики зажечь.
    А потом на праздник к детям
    В золотой лететь карете.

    Про Снегурочку.
    Она в сапожках белых
    И в шубке голубой
    Букет снежинок спелых
    Приносит нам с тобой.

    Белым бела до пояса
    Роскошная коса
    И теплые-претеплые
    Лучистые глаза.

    В прозрачных льдинках варежки
    И шапочка на ней.
    Нам свет и радость даришь ты,
    Любимица детей.

    В. Петрова
    Дед Мороз прислал нам елку,
    Огоньки на ней зажег.
    И блестят на ней иголки,
    А на веточках – снежок!

    Пришла зима весёлая
    А вот зима веселая
    С коньками и салазками,
    С лыжнею и метелями,
    С волшебной нашей сказкою.
    На ёлочке пушистой
    Хлопушки так качаются!
    Пусть зимушка весёлая
    Подольше не кончается!
    (И. Чернецкая)

    ОтветитьУдалить